Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Уважаемые родители! На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Ростова-на-Дону "Детский сад № 198" действует консультативный центр для родителей (законных представителей) детей, не посещающих детский сад.
В нашем консультативном центре вы можете получить ответы на следующие вопросы:
На эти и другие вопросы вам ответят квалифицированные специалисты нашего консультативного центра. Также вы можете задать интересующий вас вопрос, написав письмо на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или воспользоваться услугой Обратной связи.
В Советском районе города Ростова-на-Дону функционирует Муниципальное бюджетное учреждение Советского района города Ростова-на-Дону "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Адрес | 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. 339-й Стрелковой дивизии, 17/3 |
---|---|
Телефон | 8 (863) 225-07-52 |
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | |
Официальный сайт | https://www.cdk-srnd.su/ |
Директор Центра | Наконечная Татьяна Викторовна |
Время работы Центра | Понедельник-пятница – с 9.00 до 18.00 (перерыв – с 13.00 до 14.00) |
Адаптация в детском саду – сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы для родителей.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет – якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети – это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.
Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же можно заметить, что рождение второго ребенка – это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой. Налаженный с детства контакт между детьми – это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.
Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию:
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7- летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Несколько коротких правил:
Период адаптации – очень сложный и важный этап для вашего ребенка-первоклассника. Обычно он длится от одного до трех месяцев, но бывает, что затягивается и на более длительный срок. У очень многих детей наблюдаются в это время различные психологические нарушения: некоторые из них очень шумны, крикливы, с учителями ведут себя довольно развязно; другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки. Бывают и нарушения сна, аппетита, различные капризы. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, ведь требования к нему резко увеличиваются.
Часто бывает так, что ребенок может прекрасно учиться, быть отличником и, тем не менее, испытывать серьезные нервные срывы, которые выражаются в частых заболеваниях. И аспирином здесь вы не обойдетесь. Если вы почуяли неладное с вашим малышом, обязательно обратитесь к школьному психологу. А для начала прислушайтесь к нашим советам:
С 1 сентября 2014 года по поручению президента России снова вводится физкультурный комплекс ГТО. Сдавать спортивные нормативы школьники будут с шести лет. За хорошие результаты подросткам обещают знаки отличия, а также присвоение спортивных разрядов и званий. А с 2015 года, помимо результатов ЕГЭ, при поступлении в ВУЗы будут учитывать и результаты сдачи норм ГТО.
Новая система предусматривает целых 11 возрастных групп. Теперь физические упражнения могут сдавать дети от 6 лет и даже 70-летние. То есть принять участие в новом комплексе ГТО сможет практически любой желающий защищать Родину.
Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят? Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т.п. Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии. С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием.
Комплекс состоит из следующих частей:
Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта:
Начинать подготовку к сдаче нормативов стоит начинать уже с детского сада – так, чтобы уже к начальной школе маленький человечек был готов к труду и обороне, по крайней мере, на своем уровне. И нормы ГТО 1 ступени могут стать для него той отправной точкой, которая приведет его к великим достижениям уже во взрослой жизни.
При этом родителям очень настоятельно рекомендуется изучить имеющиеся у нас на сайте нормы ГТО для школьников 6-8 лет, чтобы оценить степень подготовленности, а главное, спланировать план развития. Все дело в том, что каждый ребенок в таком возрасте растет очень быстро – соответственно, существенно меняются и физические возможности. По этой причине стоит проводить занятия физической культурой регулярно, с постепенным увеличением нагрузок. Но обязательно перед активными действиями стоит проконсультироваться с врачами и специалистами, поскольку все дети разные.
Какое же это замечательное время года – лето! Можно вдоволь бегать и играть, можно лежать в душистой траве и смотреть на проплывающие в небе пышные облака, можно купаться и загорать, путешествовать вместе с мамой и папой и, конечно, очень много гулять! Летние прогулки дарят нам неисчерпаемые возможности для оздоровления и развития наших малышей. И было бы здорово не ограничиваться лишь песочницей во дворе или ближайшим сквером, а показать маленькому человечку разные уголки природы. Ведь каждый из них по-своему неповторим и уникален. А живая природа – лучший учитель и воспитатель добрых чувств. Итак, отправляемся в лес, на луг, к реке...
В лесной тишине.
Трудно найти малыша, который не любил бы лесные прогулки. Еще бы! Ведь лес таит в себе столько тайн и загадок! Вот, например, просто переверните с малышом большой камень или отверните кусок коры с трухлявого пня. Вам откроется просто фантастический мир, населенный невообразимыми существами.
В густых зарослях кустарников, в тенистых местах легко отыскать паутину и ее обитателя – паука. Обратите внимание малыша, какой красивой может быть паутина, как искусно плетет ее паук из тончайших нитей. Рассмотрите ее внимательно: к чему паутина прикреплена, попались ли в нее какие-нибудь насекомые и если да, то какие, на месте ли паук или он убежал по каким-то своим паучьим делам. Кстати сказать, разные виды пауков плетут разную паутину. Она может быть как воронка, иметь четкий узор, похожий на колесо со спицами или не иметь никакого узора вовсе. Расскажите малышу, какую большую пользу приносят пауки, уничтожая вредных насекомых. Рассмотрите обитателя паутины: большой он или маленький, сколько у него ног. А знает ли ваш малыш, что паук – это не насекомое, а членистоногое. У него, в отличие от насекомых, не шесть, а восемь ног. Дотроньтесь легонько до паука тоненькой палочкой. Как он себя поведет?
Если вы заметите дерево, на котором трудится работяга-дятел, подойдите к нему тихонечко с малышом и приложите ухо к стволу. Вы услышите удивительные звуки. А можно и просто слушать "голоса" деревьев. Приложите ухо, например, к сосне и постойте минутку в тишине. Спросите малыша, что он услышал. А потом "послушайте" дуб, березу, другие деревья. Что малыш услышал, что почувствовал? Одинаковыми ли были звуки? Подобные нехитрые игры учат малыша понимать и слышать живую природу.
А ваш кроха уже умеет определять возраст дерева по его спилу? Вам кажется, что это не так уж и интересно? Только не для любознательного маленького исследователя! Ему интересно все! И если во время прогулки вам встретится пенек с хорошо заметными кольцами, задержите на нем свое внимание. Расскажите малышу, что с каждым годом дерево растет в толщину. Два соседних кольца на срезе (темное и светлое) соответствуют одному году роста. Широкая светлая часть возникает весной, когда дерево растет интенсивно, узкая темная – в летние месяцы, когда рост замедляется. Подсчитав количество этих пар колец, мы и узнаем, сколько лет было дереву на тот момент, когда его срубили. А о чем еще может рассказать пенек? О том, насколько хорошей была погода в том или ином году. Очень широкие "весенние" кольца говорят о теплой и влажной весне. В эти годы дерево росло особенно быстро. Если же вы заметите узкие кольца, значит, весна была трудной.
На лугу
Не только настоящий луг, а даже небольшой пустырь возле дома может стать местом интересных наблюдений для юного натуралиста. Сколько здесь душистых трав и ярких цветов, смешных кузнечиков и серьезных пчел, веселых бабочек и торопливых жучков! Оказывается, есть насекомое, которое помогает определить температуру воздуха. Это сверчок. Если во время прогулки с малышом вы услышите его звонкое стрекотание (а сделать это легче вечером), сосчитайте, сколько звуков он издает за минуту. Это потренирует способности малыша в количественном счете. Затем мама прибавит к полученному числу 32, сумму умножит на 5 и разделит на 9. Получившееся в результате число и будет примерной температурой воздуха. Сравните ее с показаниями градусника и проверьте на собственном опыте, верно ли показывает "сверчковый" термометр или нет. Наверняка, определение температуры с помощью сверчка произведет на ребенка неизгладимое впечатление.
Клевер растет практически повсеместно. Малыши быстро запоминают его своеобразные цветки. С давних пор это растение считалось священным у многих народов. Обычно, лист клевера имеет форму трилистника. Но иногда встречаются растения с четырьмя листочками. Попробуйте вместе с малышом отыскать такой необычный клевер. Считается, что он приносит удачу. Ну, удача – вопрос спорный. А вот пользу такое занятие, несомненно, принесет. Оно тренирует наблюдательность, учит малыша выдержке и сосредоточенности. Найденный четырехлистник можно сохранить на память, высушив его между страницами книги, наклеив на картон и покрыв сверху скотчем. Эта редкая находка сродни "куриному богу" – морскому камешку с дырочкой. Найти его так же непросто. И если это не удалось – не беда. Может быть, в следующий раз вам повезет больше.
Малышу будет интересно узнать, что есть растения предсказывающие погоду. Хорошо известный огородный сорняк вьюнок (вьющееся растение с крупными бело-розовыми цветками) расскажет о приближающемся дожде. В ясную погоду его цветки открыты, но если они вдруг закрылись днем – жди дождя. А есть и растения-часы. Цикорий (высокий сорняк с голубыми цветками) открывается в 5-6 часов утра, а закрывается около полудня. Понаблюдайте с малышом за разными цветками. Вы узнаете много интересного. Оказывается, большинство цветов на ночь закрываются, "ложатся спать". А есть цветы, которые спят днем, а ночью раскрывают свои бутоны. Их опыляют ночные бабочки.
Предложите малышу сосчитать, сколько разных видов насекомых вам удастся встретить за прогулку. Это очень интересное занятие, не только расширяющее знания малыша об окружающем мире, но и тренирующее внимание и наблюдательность. Можно даже записать всех ползающих, летающих, прыгающих в блокнот. А дома прочитать о них что-нибудь интересное в детской энциклопедии или нарисовать рисунок со сказочным лугом, полным крошечных жителей.
У пруда
Небольшой пруд, озерцо или речка – едва ли не самое любимое место прогулок детворы. Ведь здесь можно болтать руками в теплой воде, ловить палкой воображаемых рыб, собирать раковины речных моллюсков и, конечно, наблюдать за удивительными речными обитателями: лягушками, водомерками, мальками рыб.
У воды можно сидеть бесконечно и всякий раз замечать что-нибудь новое. Вот скользит по воде водяной клоп – водомерка. Пусть малыш подумает, почему это насекомое так называют. Верно, потому что водомерка словно измеряет поверхность воды своими длинными ногами. Малыш может спросить, почему водомерка не тонет. У насекомого узкое тельце, оно совсем чуть-чуть тяжелее воды. Длинные ноги широко расставлены и покрыты густыми волосками, которые не намокают. Лапки водомерки лишь чуть вдавливаются в воду, и она скользит по поверхности, как на подушечках. "Бегает" водомерка только на задних и средних лапках. Это ее "ноги", а короткие передние лапки служат ей "руками" – водомерка хватает ими добычу.
На берегу прудов малыш сможет отыскать раковины пресноводных моллюсков: катушки (раковина похожа на виноградную улитку), прудовика (раковина в виде длинного конуса из нескольких оборотов) и беззубки (речной мидии). Они пригодятся для поделок или пополнят коллекцию маленького натуралиста.
Возможно, вам удастся заметить в воде большого черного жука. Он то всплывает на поверхность, зависая в воде вниз головой и выставляя из воды кончик брюшка, то с силой гребет лапами и ныряет. Это жук-плавунец. Он дышит атмосферным воздухом, а живет в воде.
Попробуйте вместе с малышом смастерить специальное приспособление "акваскоп". Вам понадобится большая консервная банка (например, из-под ананасов). У банки нужно аккуратно вырезать дно. Накрываем одну сторону банки прозрачной полиэтиленовой пленкой и обвязываем веревкой. Наш прибор готов к использованию. Осталось только погрузить неглубоко в воду обтянутую пленкой сторону. У вас получится что-то вроде линзы, которая даст возможность малышу заглянуть в таинственный мир речных обитателей. Удобнее всего смотреть в "акваскоп", лежа на животе.
Дачные эксперименты
Отдыхая с малышом на даче, посвятите часть времени наблюдениям за насекомыми. Например, соорудите для них "ловушку". Делается она просто и быстро, но радости маленькому энтомологу доставит немало. Возьмите стеклянную пол-литровую банку, вкопайте ее по горлышко в землю в тенистом уголке сада или огорода. Внутрь положите "приманку": кусочек сыра, немного варенья или сахара. Вокруг банки разложите четыре кирпича или камешка, а сверху небольшую дощечку так, что бы между ней и горлышком банки оставалась небольшая щель. Понаблюдайте вместе с малышом, какие насекомые попадутся в ловушку, а затем выпустите их. Если ребенку понравятся такие наблюдения, пусть поэкспериментирует с приманками и выяснит, что и каким насекомым больше по вкусу.
Наверняка маленькому исследователю будет интересно понаблюдать и за жизнью дождевых червей. Стеклянная банка в считанные минуты превращается в мини-террариум. Возьмите литровую банку, уложите на дно слой мелкого гравия и налейте немного воды. Теперь насыпьте, чередуя, несколько слоев влажной земли и песка, а сверху землю прикройте старыми опавшими листьями. Оберните банку темной бумагой или фольгой. Теперь в "квартиру" можно заселять жильцов – 3-4 дождевых червей. Сквозь прозрачные стенки банки, отвернув кусочек темной бумаги, малыш сможет наблюдать, как быстро червяки двигаются в земле, как прокладывают целые подземные лабиринты. Не забывайте увлажнять землю в "домике", а после нескольких дней наблюдений выпустите жильцов террариума на свободу.
В уголке сада можно устроить наблюдение за своим собственным микромиром. Сделать его проще простого. Возьмите большой лист бумаги, кусок старых обоев или газету и вырежьте квадратное отверстие со стороной около 30 см. Утром положите бумагу на траву, и пусть малыш в течение дня подходит время от времени к своему микромиру и внимательно рассматривает, что там происходит, что меняется. Может, цветы раскрывают и закрывают бутоны, прилетают за нектаром пчелы, заползают и вновь исчезают муравьи или кузнечик вдруг завел свою песенку. Подобные наблюдения очень нравятся малышам, ведь у них есть как будто свой собственный мир в миниатюре. Юный натуралист потренирует память и внимание, узнает много нового о жизни крошечных живых существ. А если вооружиться увеличительным стеклом, то игра станет еще интереснее.
Кто в синем море живет?
Отдых у моря дарит малышу целую гамму новых ощущений и впечатлений. И как было бы здорово, если бы мама или папа вместе с малышом посвятили немного пляжного времени изучению разнообразных морских жителей. Занятие это и интересное и полезное одновременно. А объекты для изучения отыскать совсем не сложно.
Первым морским жителем, с которым столкнется малыш, купаясь и барахтаясь у берега, будет, скорее всего, медуза. Когда-то на Руси медуз называли "морской крапивой". А еще "жгучкой", "жигалкой" и даже "морским салом". Этих желеподобных морских существ обычно очень не любят мамы. Зато просто обожают малыши. И это понятно. Ведь наблюдать за медузами очень и очень интересно. Вопреки расхожему мнению, медузы – существа довольно безобидные. По крайней мере те, что обитают в Черном море. Чаще всего у берега встречается медуза аурелия. Она небольшая, с розоватым или чуть сиреневатым плоским зонтиком, до 20 см в диаметре. Аурелию легко узнать по рисунку на куполе. Он напоминает крест или цветок с четырьмя лепестками. Эта медуза, как и любая другая, имеет стрекательные клетки, которые содержат жгучее вещество. Но оно не способно проникать сквозь кожу человека и совершенно безвредно даже для маленького ребенка. Так что не стоит переживать, если малыш возьмет такую медузу в руки. Ему будет интересно рассмотреть ее поближе, потрогать ее мягкое тельце. Но гораздо интереснее посмотреть, как медуза плавает. Поэтому будет куда лучше не вытаскивать ее из воды, а постоять рядом и понаблюдать, за ее движениями или временно поместить "пленницу" в надувной детский бассейн, не забыв потом вернуть обратно в море. Не смотря на кажущуюся слабость и мягкость, у медузы очень крепкая кольцевая мускулатура. Она делает энергичные движения своим зонтиком и, благодаря этому, может довольно быстро двигаться. Особенно красива медуза корнерот. Она крупнее аурелии (иногда до полу метра в диаметре), имеет хорошо заметный "зонтик" и длинные щупальца. Можно долго наблюдать за ее грациозными движениями, но вот трогать руками не стоит. Корнерот, в отличие от аурелии, может и "обжечь". Правда, его ожог не опасный, но довольно болезненный. Расскажите малышу, что при встрече с такой медузой в воде, нужно взять ее сверху за купол и отвести в сторону.
Вот уж кто одновременно и притягивает и пугает маленького исследователя водных глубин, так это крабы. Притягивают своей подвижностью и смешной манерой бегать боком. Пугают сердитым видом и грозными клешнями. С таким оружием трудно поспорить... В Черном море обитает 18 видов крабов. Скорее всего, вам удастся познакомиться с крабом травяным. Это небольшой крабик зеленоватого цвета. Он прячется в прибрежных водорослях и, благодаря защитной окраске, найти его не так то просто. Немного крупнее своего травяного собрата каменный краб. Его лиловый, с желто-коричневым узором панцирь, может достигать 10 см в диаметре. Обитает каменный краб, как и положено, среди камней, но часто выбирается на прогулку по песчаному дну. И если в вашей семье есть заядлые ныряльщики, рано или поздно ваш маленький исследователь получит возможность рассмотреть краба поближе. Прежде всего, сосчитайте, сколько у краба ног. Их столько же, сколько и у крабового родственника речного рака – восемь. Рассмотрите с малышом крабьи глаза-бусинки, рот и крепкий с шипами панцирь. Понаблюдайте, как быстро умеет краб бегать, как ловко переворачивается со спины. Будьте осторожны с мощными клешнями. Даже маленький крабик может больно ущипнуть, а крупный – "прокусить" палец до крови. Научите малыша правильно брать краба: двумя пальцами сверху за бока панциря. Так краб не сможет изловчиться и ущипнуть. И не забудьте непременно отпустить объект исследования после того, как малыш вдоволь им налюбуется.
Не менее интересно будет понаблюдать вместе с малышом и за раками-отшельниками диогенами. У этих небольших рачков мягкое брюшко ничем не защищено, и поэтому они вынуждены прятаться в пустых раковинах моллюсков. Отсюда и название "отшельники". Отыскать их можно на песчаном мелководье, где они ползают вместе с домиками. Когда рачок подрастает, и домик становится ему мал, отшельник ищет себе другой. Часто между отшельниками вспыхивают настоящие сражения за право обладать удобной раковиной. Попробуйте найти рачков, с разными раковинами. Иногда они прячутся даже в "домиках" сухопутных улиток, которые случайно угодили в воду.
Самый доступный и многочисленный материал для изучения маленьким курортником это, конечно, ракушки. В них живут удивительные существа, называемые моллюсками. Большинство из них двустворчатые – имеют две створки-раковины. Если вы устроите с малышом небольшую прогулку вдоль берега, то сможете собрать настоящую коллекцию ракушек. Особенно много их на песчаных пляжах. Черная удлиненная раковина принадлежит мидии. Изнутри она покрыта слоем перламутра, но жемчуг делать не умеет. Хотя иногда бывают и исключения, но эти жемчужины маленькие и невзрачные. Если вы вместе с крохой сосчитаете полоски на ракушке, то сможете узнать, сколько лет было этой мидии. Обследовав камни в воде, вы наверняка отыщете и живых мидий. Они живут большими колониями, срастаясь между собой и образуя целые грозди. Крепятся к подводной части скал, камням, волнорезам, опорам мостов. Оторвать мидию от камня не так-то просто. Она крепко держится особыми нитями биссуса, которые выделяют специальные железы моллюска. Мидии приносят большую пользу, фильтруя и очищая морскую воду. Рассмотрите с малышом живую мидию. Легко ли открыть ее ракушку пальцами? Просто удивительно: такая малышка, а какая сильная!
Еще один популярный морской житель, моллюск рапана, является родственником хорошо знакомой малышу улитки. Он относится к брюхоногим моллюскам. Его красивые большие раковины знакомы всем. Именно в них нам слышится шум моря долгой холодной зимой. Расскажите малышу удивительную историю о том, как рапана попала в наше Черное море. Около 70 лет назад она "зайцем" приплыла из Тихого океана, прицепившись к днищу корабля. С тех пор рапана невероятно размножилась и уничтожила почти всех устриц и многих других черноморских моллюсков. В океане у этой хищницы были враги – морские звезды. В нашем же море врагов у нее нет. Вот и живет себе припеваючи. Рассмотрите с малышом очень красивую раковину рапаны, ее удивительные завитки, форму, цвет. Пусть малыш приложит ее к уху и попробует услышать шум прибоя.
Гуляем во дворе
Ну ведь не каждый же день удается выбраться с малышом на дальнюю прогулку в лес или к реке. И чаще всего приходится довольствоваться окрестностями своего дома. Но и здесь можно отыскать множество интересных занятий. Например, посчитать, сколько городских птиц вы встретите во время прогулки. Одним словом, будем "считать ворон". Но не только их, а еще голубей, синиц, воробьев, сорок и всех, кого удастся заметить. Много насчитали? А теперь можно узнать, сколько же у них было ног. Умножьте общее количество на 2 и сообщите малышу результат, а потом поинтересуйтесь, сколько же у птичек было крыльев. Сможет ли малыш догадаться, что ровно столько же, сколько и ног?
Точно так же можно считать и кошек, и собак, замечая какой они породы, цвета, размера. А потом узнаем, сколько было хвостов, ушей и лап у встреченных животных. Понаблюдайте с малышом за кошками: где они прячутся, любят сидеть в тени или греться на солнышке, чем занимаются?
Если вы захватите на прогулку рулетку, то сможете узнать высоту практически любого дерева. И для этого совсем не обязательно лезть на самую верхушку. Достаточно лишь, чтобы дерево отбрасывало тень. Найдите подходящее дерево с четкой тенью на земле. Пусть ребенок встанет в нескольких метрах от него таким образом, чтобы детская тень и тень дерева были на одной линии. Теперь измерьте длину обеих теней, а также рост ребенка. Готово! Осталось лишь произвести нехитрые расчеты: рост малыша умножить на длину тени дерева и разделить на длину тени малыша. В результате получим высоту нашего дерева. Если малышу понравится это занятие, можно измерить и другие деревья. Не беда, что все расчеты за него пока делает мама (кстати сказать, тень от дерева малыш может измерять и самостоятельно). В подобных играх к ребенку приходят первые представления о длине и высоте, о способах их измерения, он учится определять величину на глаз, а потом проверять свои предположения экспериментально. Кроме того, это просто интересно и весело.
Наверняка, вы и сами сможете придумать множество интересных тем для разговоров с малышом во время прогулок. Ведь любое, даже самое крошечное существо или самый неприметный цветочек, которые вы встретите по пути, достойны того, чтобы обратить на них внимание. Не сомневайтесь, подобные познавательные экскурсии в живую природу оставят в душе маленького человечка самые теплые воспоминания и принесут большущую пользу. Хорошей вам погоды и интересных летних прогулок!